МОДЕЛИРОВАНИЕ И
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Математическое моделирование с использованием
метода конечных элементов (МКЭ) на различных программных комплексах - например LS-DYNA.

Технические испытания

Математическое моделирование взаимодействия наезжающего автобуса с конструкцией дорожного ограждения, производится с целью определения расчетным путем потребительских характеристик - динамического прогиба и рабочей ширины дорожных ограждений. Испытания проводятся в соответствии с техническим регламентом ТР ТС.

Технический регламент
Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).
Проведение виртуальных испытаний на соответствие:
  • ГОСТ 33128-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования ограждения дорожные Технические требования.
  • ГОСТ 33129-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования ограждения дорожные Методы контроля..
  • ГОСТ Р 58351-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные фронтальные, удерживающие боковые комбинированные и удерживающие пешеходные. Общие технические требования. Методы испытаний и контроля. Правила применения


Процесс взаимодействия транспортного средства с барьерными ограждениями является чрезвычайно сложным физическим явлением, при котором элементы конструкций подвергаются интенсивным пластическим деформированиям со сложными и непрерывно меняющимися граничными условиями и высокими степенями геометрической и физической нелинейности. Для расчета используется численный метод конечных элементов с явной формой интегрирования во времени. Численная методика, реализованная в программном комплексе LS-DYNA, для данного типа задач позволяет получать наиболее объективную физическую картину для данного класса явлений.
Принцип расчетного метода заключается в разбиении сложных геометрических областей на элементарные объемы или поверхности – конечные элементы, поведение которых затем описывается с помощью системы уравнений механики сплошных сред или теории оболочек. В зависимости от вида конструкции для различных элементов ограждений и транспортных средств применяется пространственная дискретизация на твердотельные конечные элементы, оболочки и линейные – балки, стержни и тросы.

Одним из основных параметров, влияющих на точность расчетов в целом, являются соотношения для поведения материалов. Для описания физико-механических свойств поведения материалов используются наиболее совершенные модели сталей, грунтов, бетонов, учитывающие весь спектр отклика материалов на высокоинтенсивные ударные воздействия, такие пластическое течение с деформационным упрочнением, зависимость предела текучести от скорости деформации, учет разупрочнения и разрушения при накоплении критических деформаций. Все расчетные модели и константные наборы моделей материалов проходят многопараметрическую верификацию и валидацию, что в конечном итоге позволяет минимизировать погрешности результатов до 15 %.
Расчетная методика
Фрагмент расчетной модели наезда автобуса на дорожное ограждение.
Верификация процесса статического деформирования стойки
Верификация процесса разрушения болтового соединения